Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 292 КАС РФ
1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.
6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Статья 291 Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства | Статья 293 Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства |
В ст. 292 КАС РФ определены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам. В качестве таких ключевых особенностей в ч. 1 статьи установлено, что:
- в таком порядке административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. На эту особенность указано также в ч. 2 ст. 140 данного Кодекса. Согласно же общим правилам ч. 1 указанной статьи судебное разбирательство административного дела происходит устно, а в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства;
- при рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если данным Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс.
В пункте 73 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено, что заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (ч. 1 ст. 292 КАС РФ).
Согласно разъяснению, данному в п. 74 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (ст. ст. 152, 174, ч. 1 ст. 292 КАС РФ).
Положения ч. ч. 2 - 5 ст. 292 КАС РФ регламентируют применение процедуры рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, когда для рассмотрения административного дела в таком порядке необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно ее применения (т.е. в случае, предусмотренном в п. 2 ст. 291 данного Кодекса):
- в этом случае в соответствии с ч. 2 статьи в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Соответственно, в ч. 3 статьи указано, что упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке;
- ч. ч. 4 и 5 статьи определяют последствия исполнения указанного в ч. 2 определения суда - если по истечении установленного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, то суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам. Если возражения административного ответчика поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, то суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Пункт 71 Постановления Пленума ВС России г. N 36 содержит следующие разъяснения:
- если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать: сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу; разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в 10-дневный срок со дня получения копии определения (ч. 2 ст. 14, ст. 292 КАС РФ);
- в случаях, указанных в ч. 5 ст. 216, п. 2 ст. 291 КАС РФ, возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке;
- изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (ч. 7 ст. 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (ч. 4 ст. 292 КАС РФ).
Часть 6 ст. 292 КАС РФ определяет состав суда, рассматривающего административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, - дело рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с данным Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 307, ч. ч. 1 и 2 ст. 315 КАС РФ коллегиально осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В ч. 6 ст. 292 КАС РФ также установлен срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства - не более 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Согласно же общим правилам ч. 1 ст. 141 данного Кодекса административные дела рассматриваются и разрешаются ВС России до истечения трех месяцев, а другими судами - до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. Сокращенный срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства является одной из особенностей данного производства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 72 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 6 ст. 292 КАС РФ); судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.
Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить 10-дневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (ч. ч. 1, 2 ст. 292 КАС РФ); после истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения указанного определения (ч. 6 ст. 292 КАС РФ).