Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 1 КАС РФ
1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
2.1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;
2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);
5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;
9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 2 Законодательство об административном судопроизводстве |
Статья 1 КАС РФ определяет предмет регулирования и сферу действия данного Кодекса. Аналогичных положений не содержит ни один из кодифицированных процессуальных законодательных актов - ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ или КоАП РФ. Несколько подобное регулирование устанавливает ст. 1 "Осуществление правосудия арбитражными судами" АПК РФ, согласно которой правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в России, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В ч. 1 ст. 1 КАС РФ, определяющей предмет регулирования данного Кодекса, названы две категории административных дел, рассматриваемых и разрешаемых ВС России, судами общей юрисдикции, мировыми судьями в порядке, предусмотренном данным Кодексом: возникающие из административных и иных публичных правоотношений административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, и административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Положения ч. ч. 2 и 3 ст. 1 КАС РФ перечисляют отдельные виды административных дел двух названных категорий.
Ранее в рамках подобной регламентации в ст. 245 "Дела, возникающие из публичных правоотношений" ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ <62>) устанавливалось, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
--------------------------------
<62> www.pravo.gov.ru. 2014. 22 июля.
- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
- по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Россией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Россией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством России в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в России, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из закрепленного частью 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, ВС России рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ);
- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в т.ч. административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
Там же разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Пункт 2 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 содержит следующие разъяснения:
- согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном данным Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов;
- под иными государственными органами понимаются, в частности, ЦИК России, другие избирательные комиссии, Счетная палата РФ;
- согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в т.ч. саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутри корпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке;
- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Часть 3.1 ст. 1 КАС РФ указывает, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном данным Кодексом. Эта часть введена с 6 мая 2016 г. Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ <63>, принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Указанным Законом в КАС РФ включена глава 11.1, регламентирующая производство по административным делам о вынесении судебного приказа, а также статья 17.1, указывающая, что в этом порядке мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций.
--------------------------------
<63> www.pravo.gov.ru. 2016. 5 апреля.
В ч. 4 ст. 1 КАС РФ указано, что установленный данным Кодексом порядок рассмотрения дел не касается дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к компетенции КС России, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащих рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в ВС России, судах общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел подлежат применению:
- при рассмотрении дел КС России - Конституция РФ (ст. 125) и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <64>;
--------------------------------
<64> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
- при рассмотрении дел конституционным (уставным) судом субъекта РФ - закон субъекта РФ, устанавливающий порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции данного суда (ч. 3 ст. 27 Закона 1996 г. о судебной системе);
- при рассмотрении дел арбитражным судом - АПК РФ, в т.ч. разд. III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" данного Кодекса;
- при рассмотрении дел ВС России, судом общей юрисдикции - ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ.
В пункте 1 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:
- по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 части первой ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ;
- например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в т.ч. дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда;
- не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 гл. 4 АПК РФ).
Часть 5 ст. 1 КАС РФ исключает из сферы действия данного Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом) производство по делам об административных правонарушениях, а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Оговорка о том, что КАС РФ могут быть предусмотрены исключения, включена в данную часть Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ <65>, которым статья 353 КАС РФ дополнена частью 3.1, регламентирующей направление судом исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Соответственно, эта норма и подразумевается под такими исключениями.
--------------------------------
<65> www.pravo.gov.ru. 2016. 4 июля.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 1.1 и п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ регулируется данным Кодексом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, регламентировано положениями гл. 25 АПК РФ, в т.ч. рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности (§ 1) и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§ 2).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ регламентировано положениями гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" БК РФ (глава введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ <66>).
--------------------------------
<66> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.