Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1465 ГК РФ
1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Статья 1464 Топология, созданная при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту | Статья 1466 Исключительное право на секрет производства |
Статья определяет понятие охраняемого секрета производства. Практика показала необходимость его уточнения с учетом общих требований, предъявляемых к объектам интеллектуальных прав. Соответственно, были унифицированы условия признания самого понятия охраняемого нормами четвертой части ГК "секрета производства". Во-первых, в режиме секрета производства теперь охраняются только сведения о "результатах интеллектуальной деятельности" в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности.
В отличие от условий патентной охраны научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), Кодекс не устанавливает каких-либо конкретных требований к собственно содержанию сведений, относящихся к секретам производства. Основная характеристика - коммерческая ценность. Именно это качество секрета производства определяет его оборотоспособность, т.е. пригодность конкретных сведений (знаний) для обращения на товарных принципах коммерческого оборота, для получения конкурентных преимуществ в процессе экономического использования. Коммерческая ценность секрета производства обусловлена прежде всего его закрытостью от третьих лиц (его "секретностью"). Следовательно, основной предпосылкой, необходимой для защиты охраняемого права на секрет производства, является его неизвестность третьим лицам. Обладатель секрета производства должен закрыть свободный доступ к соответствующим сведениям и ввести в отношении таких сведений режим коммерческой тайны, под которым понимается "режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду" (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).
С этим условием связана вторая существенная новелла - исключено в качестве обязательного требования "введение режима коммерческой тайны". Для охраны таких сведений теперь достаточно закрыть к ним свободный доступ третьих лиц, а главное - принять разумные меры для соблюдения их конфиденциальности. В число таких мер входит и режим коммерческой тайны, который регламентируется Законом о коммерческой тайне. Однако суть новых правил состоит в том, что в отличие от ранее действующей императивной нормы введение режима коммерческой тайны оставлено на усмотрение правообладателя.
Признание тех или иных сведений секретом производства является прерогативой правообладателя. Исключения из этой общей нормы установлены в ст. 5 Закона о коммерческой тайне, где перечислены сведения, в отношении которых не допускается режим коммерческой тайны. Этот перечень может быть расширен иными федеральными законами.
Меры по охране конфиденциальности, обязанность соблюдения которых возложена на обладателя секрета производства, достаточно детально определены в Законе о коммерческой тайне. В соответствии со ст. 10 Закона такие меры должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Там же предусмотрена обязанность предпринимателя представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.
Принятые меры по охране считаются "разумно достаточными", если исключен доступ к охраняемой информации любых лиц без согласия ее обладателя и при этом обеспечена возможность использования секрета производства без нарушения режима коммерческой тайны. Охраняемый секрет производства не подлежит государственной регистрации, хотя подобные проекты обсуждались. Такая регистрация противоречит основному принципу охраны секретов производства - сохранению конфиденциальности.