Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ | ст. 189 АПК РФ
1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.
3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статья 188.1 Частные определения | Статья 190 Примирение сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений |
По данным Судебного департамента при ВС РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, составляют около 40% от числа всех рассматриваемых арбитражными судами дел. Это дела об административных правонарушениях; налоговые, таможенные, антимонопольные споры; споры в отношении решений, действий (бездействия), актов административных органов, судебного пристава-исполнителя; о государственной регистрации; о создании, реорганизации и ликвидации организаций.
Законодательное выделение особенных правил рассмотрения этой категории дел обусловлено:
- возникновением спора в связи с реализацией властных полномочий государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом (далее - административный орган) по отношению к организации, гражданину в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- нахождением участников таких правоотношений в неравноправном положении, а особенности правил призваны уравнять процессуальные возможности этих участников в суде;
- осуществлением правосудия арбитражными судами в форме административного судопроизводства, в ходе которого не только разрешается конкретный спор, но и дается оценка законности акта, действий (бездействия) административного органа, укрепляется законность и предупреждаются нарушения в этой сфере.
Общие правила рассмотрения этих дел предусмотрены разд. I - III АПК. Для данной категории дел важно учитывать следующие отличительные требования:
- обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления;
- в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов и другие дела в Суде по интеллектуальным правам (СИП);
- арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;
- прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- в делах данной категории могут участвовать Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ;
- в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК) рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативных правовых актах, решениях содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя, при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или о взыскании денежных средств либо об обращении взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.; о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тыс. руб.; об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб.; о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 200 тыс. руб., за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
- в порядке приказного производства арбитражный суд вправе рассмотреть требование о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму не более 100 тыс. руб. (гл. 29.1 АПК);
- в основе процедуры доказывания по этим делам лежат принципы состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. В отличие от общих правил обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц в части законности и обоснованности акта, решения, действий (бездействия). В силу ст. 65 АПК заявитель, другое лицо, участвующее в деле, не освобождаются от доказывания и должны обосновать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений (в чем незаконность действий (бездействия), решения административного органа, как нарушены права лица). По рассматриваемым делам арбитражный суд вправе по собственной инициативе истребовать доказательства от государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, обязать их явкой в суд. При этом форма запроса определяется судом (определение, письмо и т.п.), а государственный орган не вправе требовать от суда соблюдения утвержденных им самим форм для получения тех или иных сведений;
- некоторые процессуальные правила рассмотрения этих дел содержатся в КоАП (компетенция арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, правила о давности привлечения к административной ответственности, участники дела и др.);
- в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права) (ч. 5 ст. 3 АПК) и вправе применить к рассматриваемой категории споров соответствующие нормы ГПК, КАС. Для этой категории дел важное значение имеют позиции ВС РФ, изложенные в Постановлении Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации";
- несмотря на ограниченную компетенцию по делам об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражные суды в силу ст. 12 ГК, ст. 13 АПК при рассмотрении любого дела обязаны правильно применять законы, иные нормативные правовые акты и не руководствоваться нормативными правовыми актами, противоречащими нормативным правовым актам большей юридической силы;
- размеры государственной пошлины по этим делам определены в ст. 333.21 НК.
Компетенция арбитражных судов по делам в названной сфере правоотношений определена в ст. 29 АПК и включает:
- дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии);
- дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами);
- дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (при этом дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения; об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий; об установлении патентообладателя; о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными; о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования рассматривает СИП);
- дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Например, ст. 80 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (дело АС Республики Башкортостан по заявлению Управления Росприроднадзора к предприятию о запрете производить в хозяйственной деятельности незаконный сброс сточных вод и об обязании обеспечить надлежащую эксплуатацию канализационной насосной станции).
По общему правилу заявление предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по адресу или месту жительства ответчика. Вместе с тем заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства заявителя либо по адресу административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Заявление подается в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом. Например, при обращении инспекций ФНС России в арбитражный суд с заявлением о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций, обязательных платежей, пени необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении (зафиксированном в решении о привлечении к налоговой ответственности, требовании или иным образом) добровольно уплатить сумму налоговой задолженности (ст. 104 НК). Условием для судебного оспаривания решения налогового органа является его предварительное обжалование в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК). Подобные правила действуют при взыскании таможенных пошлин, налогов (ст. 71 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"), обжаловании решений, действий при государственной регистрации юридических лиц, предпринимателей (ст. 25.2 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Несоблюдение указанной досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. ст. 129, 148 АПК. Досудебный порядок соблюдать не требуется при обращении в арбитражный суд прокурора, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.