Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 317 КТМ РФ
Собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что:
ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
ущерб полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
Статья 316 Основания ответственности собственника судна | Статья 318 Умысел или грубая неосторожность потерпевшего лица |
В вопросах, касающихся освобождения собственника судна от ответственности, комментируемая статья согласуется со ст. III Конвенции о загрязнении нефтью. Она содержит исчерпывающий перечень оснований, освобождающих собственника судна от ответственности. Среди них:
- военные, враждебные действия, народные волнения;
- стихийные явления, исключительные по своему характеру, неизбежные и непреодолимые;
- действия или бездействие третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
- небрежность и неправомерные действия публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
При этом, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения произошел всецело или частично в результате поведения потерпевшего лица, которое действовало или бездействовало с намерением причинить ущерб, либо грубой небрежности этого лица, он может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом. Кроме того, собственник судна обладает правом регресса к третьим лицам.
В качестве примера ненадлежащих действий властей полагаем возможным описать следующую ситуацию. В 1981 г. произошел разлив нефти с советского танкера "Хосе Марти" из-за ошибки лоцмана. Шведским судом лоцман не был признан в качестве навигационного средства. В деле советского танкера "Цесис" морские карты, изданные шведскими властями, были признаны навигационными средствами, а собственник освобожден от ответственности, так как разлив нефти произошел из-за повреждения корпуса судна о не обозначенную на карте мель.