Федеральный закон от 22.04.2003 N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в части морских научных исследований"


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ,
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЧАСТИ МОРСКИХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Принят
Государственной Думой
21 марта 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
9 апреля 2003 года

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 24:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 24. Определение морских научных исследований и принципы их проведения";

дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации.

Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.".

2. В статье 25:

в пункте 1 слова "в соответствии с ежегодным планом проведения морских научных исследований, составленным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям" исключить;

в пунктах 3 и 4 слова "и лица без гражданства" исключить, слова "международные организации" заменить словами "компетентные международные организации";

дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:

"5. Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запроса на проведение морских научных исследований (далее в настоящей главе - запрос) и принятия по нему решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.";

пункт 5 считать пунктом 6 и изложить его в следующей редакции:

"6. Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:

информацию о характере и целях морских научных исследований;

программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований, их технических характеристик, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований;

географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них, время и места высадок на берег;

предполагаемые дату первого прибытия в район проведения морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случае автономного размещения научного оборудования даты размещения и удаления научного оборудования;

в случае проведения морских научных исследований экспедицией, дислоцированной на берегу, даты ее прибытия и отъезда;

наименование организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования;

информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции);

засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных программой морских научных исследований и подлежащих лицензированию;

информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы, функционирование промышленно-транспортных прибрежных объектов, на обеспечение безопасности морского судоходства и полетов летательных аппаратов;

обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе.";

пункт 6 считать пунктом 7;

пункт 7 считать пунктом 8 и изложить его в следующей редакции:

"8. Российский заявитель в случае участия в планируемых им морских научных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагает к запросу информацию о формах и о степени такого участия.";

пункт 8 считать пунктом 9 и в нем слова "со дня" заменить словами "с даты";

пункт 9 считать пунктом 10.

3. В статье 26:

абзац второй пункта 1 исключить;

дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:

"3. Разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке. Форма, содержание и порядок рассмотрения указанного плана, а также исключительный порядок выдачи российскому заявителю разрешения на проведение морских научных исследований определяется правилами, указанными в пункте 5 статьи 25 настоящего Федерального закона.";

пункт 3 считать пунктом 4 и его после слов "федеральным органом исполнительной власти по безопасности," дополнить словами "федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации,".

4. Статьи 27 и 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 27. Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований

1. Российским или иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если морские научные исследования:

создают или могут создать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации;

направлены на изучение, разведку или промысел живых ресурсов или изучение, поиск, разведку или разработку (добычу) неживых ресурсов;

несовместимы с требованиями защиты окружающей среды, в том числе живых или неживых ресурсов;

включают буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;

включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений;

создают помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией во внутренних морских водах и в территориальном море.

2. Российскому или иностранному заявителю может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если он имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований, а также если информация российского или иностранного заявителя, представленная в запросе, является неточной.

Статья 28. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования

1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:

исполнять международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы;

представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательный отчет по завершении исследований, но не позднее трех месяцев с даты их окончания. Иностранные заявители направляют указанные материалы (на русском языке и языке заявителя) по дипломатическим каналам;

представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении;

регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;

незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе и предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований;

при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;

не создавать помех деятельности, проводимой Российской Федерацией во внутренних морских водах и в территориальном море;

удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на их проведение.

2. Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях, в местах дислокации экспедиции на берегу наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.

Порядок направления для участия в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в пункте 5 статьи 25 настоящего Федерального закона.".

5. В статье 29:

в пункте 2 слова "уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям" заменить словами "Российской Федерации, указанному в пункте 2 статьи 28 настоящего Федерального закона,", слова "фонды данных" заменить словами "научные организации";

в пункте 4 слова ", которое запрашивается по дипломатическим каналам" заменить словами "и в соответствии с законодательством Российской Федерации", дополнить предложением следующего содержания: "Такое согласие иностранные заявители запрашивают по дипломатическим каналам.".

6. В статье 30 цифру "3" заменить цифрой "4".

7. В статье 31:

в пункте 1 цифру "3" заменить цифрой "4", после слов "статьи 26 настоящего Федерального закона," дополнить словами "специально уполномоченных представителей Российской Федерации, указанных в пункте 2 статьи 28 настоящего Федерального закона,";

в пункте 2 цифру "3" заменить цифрой "4", после слова "закона," дополнить словами "специально уполномоченным представителям Российской Федерации, указанным в пункте 2 статьи 28 настоящего Федерального закона,".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
22 апреля 2003 года
N 49-ФЗ