РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗВИТИИ
КРЕАТИВНЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) ИНДУСТРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
30 июля 2024 года
Одобрен
Советом Федерации
2 августа 2024 года
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала, повышение уровня занятости граждан в сфере креативных (творческих) индустрий;
2) развитие в Российской Федерации креативной экономики как разновидности организации хозяйственных отношений между субъектами гражданского оборота, основанной на широком использовании результатов интеллектуальной деятельности при создании, использовании, продвижении на внутреннем и внешнем рынках, распространении и (или) реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также ускоренное внедрение инноваций во всех областях деятельности;
3) стимулирование развития креативных (творческих) индустрий и предпринимательской деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий;
4) обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных (творческих) индустрий к мерам государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий;
5) стимулирование создания креативных продуктов, увеличения объема нематериальных активов и обеспечение охраны и защиты прав на креативные продукты;
6) поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий.
Правовое регулирование в сфере креативных (творческих) индустрий основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) креативная (творческая) индустрия (далее - креативная индустрия) - экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью;
2) креативный продукт - результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации;
3) субъект креативной индустрии - физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
4) креативный кластер - определенная в соответствии с настоящим Федеральным законом территория, на которой расположены объекты недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления деятельности субъектами креативных индустрий и иными лицами, деятельность которых направлена на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, и существуют условия для создания, продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или) реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала;
5) меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий - действия правового, экономического, организационного и иного характера, которые могут осуществляться органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлены на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе которые предусмотрены государственными программами развития креативных индустрий.
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере креативных индустрий относятся:
1) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики;
2) установление порядка формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий, в том числе утверждение состава сведений указанного единого реестра, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также утверждение состава сведений о субъектах креативных индустрий, включаемых в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации;
3) установление критериев и порядка признания территории креативным кластером;
4) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, относятся:
1) формирование и ведение единого реестра субъектов креативных индустрий;
2) утверждение порядка представления органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики;
3) размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации;
4) утверждение типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, размещаемых на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий, определенных Правительством Российской Федерации.
3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, ежегодно проводится оценка вклада креативной экономики в экономику Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методологией.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере креативных индустрий относятся:
1) установление порядка формирования и ведения реестра субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, в том числе порядка включения в такой реестр и исключения из него сведений о субъектах креативных индустрий;
2) установление критериев отнесения физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий;
3) установление порядка подтверждения соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
4) осуществление подтверждения соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
5) формирование и ведение реестра субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации;
6) осуществление подтверждения соответствия территории критериям признания территории креативным кластером в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
7) установление критериев определения приоритетных креативных индустрий в субъекте Российской Федерации и на основании данных критериев формирование перечня приоритетных креативных индустрий в соответствующем субъекте Российской Федерации;
8) установление порядка размещения сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в соответствующем субъекте Российской Федерации на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе утверждение состава таких сведений, с учетом типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, и размещение таких сведений;
9) определение имущества субъекта Российской Федерации, относящегося к инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъекте Российской Федерации;
10) определение имущества субъекта Российской Федерации, используемого при формировании креативного кластера в субъекте Российской Федерации;
11) формирование консультационных и (или) экспертных органов и создание организаций для реализации полномочий в сфере креативных индустрий;
12) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
1. Для целей настоящего Федерального закона креативные индустрии в зависимости от осуществляемой субъектами креативных индустрий экономической деятельности подразделяются на следующие виды:
1) индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния);
2) индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммах;
3) индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью;
4) индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности утверждает перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий.
1. Субъектами креативных индустрий признаются соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и осуществляющие деятельность по видам креативных индустрий, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и включенные в перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий, утвержденный в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Признание физического лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя субъектом креативной индустрии осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в результате подтверждения соответствия указанных лиц критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Сведения о субъекте креативной индустрии включаются в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. В единый реестр субъектов креативных индустрий включаются сведения, содержащиеся в реестрах субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
5. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов креативных индустрий, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Инфраструктурой поддержки креативных индустрий являются:
1) центры креативных индустрий, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;
2) креативные кластеры;
3) информационные системы, используемые для обеспечения деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе в целях управления правами на результаты интеллектуальной деятельности;
4) имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре поддержки креативных индустрий по решению Правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном им порядке.
3. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации размещаются на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъекте Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
1. В целях создания благоприятных условий для развития креативных индустрий федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставляться меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий.
2. Государственная поддержка в сфере креативных индустрий может предоставляться путем оказания финансовой, имущественной, образовательной, информационной и иной поддержки субъектам креативных индустрий, которые способствуют укреплению общероссийской гражданской идентичности (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций соответствующей территории), развитию национальной культуры и экономики, популяризации науки и культуры, продвижению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
3. Сведения об использовании инфраструктуры поддержки креативных индустрий при осуществлении внешнеэкономической деятельности относятся к контрсанкционной информации, за исключением сведений, указанных в части 3 статьи 21.4 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Правительством Российской Федерации могут быть определены перечень сведений об использовании инфраструктуры поддержки креативных индустрий при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которая не относится к контрсанкционной информации, и (или) специальные условия распространения контрсанкционной информации.
1. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий могут предоставляться субъектам креативных индустрий, которые включены в единый реестр субъектов креативных индустрий и не обладают статусом иностранного агента, при соблюдении ими одновременно следующих условий:
1) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, а для физического лица - гражданство Российской Федерации и постановка на учет в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) осуществление деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
3) отсутствие у субъекта креативной индустрии просроченной неурегулированной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием и по обязательным платежам перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
2. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий могут быть предоставлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации субъектам креативных индустрий, включенным в соответствующий реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации.
3. Меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий предоставляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первоочередном порядке субъектам креативных индустрий приоритетных креативных индустрий, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.
1. Финансовая поддержка в сфере креативных индустрий может оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в форме предоставления субъектам креативных индустрий субсидий и грантов в форме субсидий на конкурсной основе.
2. Финансовая поддержка в сфере креативных индустрий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации может оказываться субъектам креативных индустрий, включенным в соответствующий реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации.
1. Имущественная поддержка в сфере креативных индустрий может предоставляться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
2. Продажа и иное отчуждение имущества, переданного субъектам креативных индустрий в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускаются, за исключением случаев, установленных законом.
1. Образовательная поддержка в сфере креативных индустрий может оказываться в следующих формах:
1) разработка и внедрение образовательных программ среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования в сфере креативных индустрий;
2) создание условий для подготовки кадров для креативных индустрий по программам подготовки среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования;
3) создание условий для самообразования и саморазвития;
4) учебно-методическая и научно-методическая помощь;
5) иные формы, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Консультационная поддержка в сфере креативных индустрий может оказываться в форме предоставления консультационных услуг в сфере креативных индустрий и иных формах, определенных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
1. Информационная поддержка в сфере креативных индустрий может оказываться в форме размещения информации на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. На официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:
1) меры поддержки в сфере креативных индустрий;
2) виды креативных индустрий, виды экономической деятельности в сфере креативных индустрий и приоритетные креативные индустрии в соответствующем субъекте Российской Федерации;
3) сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий, предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона;
4) сведения о государственном имуществе, переданном субъектам креативных индустрий в виде имущественной поддержки;
5) порядок подтверждения соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
6) порядок включения сведений о субъектах креативных индустрий в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, и исключения указанных сведений из такого реестра;
7) иная информация, необходимая для развития субъектов креативных индустрий.
3. Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Субъекты креативных индустрий, получившие финансовую поддержку в сфере креативных индустрий в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона и (или) имущественную поддержку в сфере креативных индустрий в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, в установленном Правительством Российской Федерации порядке предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации сведения об объеме затрат на создание, продвижение на внутреннем и внешнем рынках, распространение и (или) реализацию креативного продукта и объеме затрат на создание результатов интеллектуальной деятельности, а также сведения об объеме выручки от распространения и (или) реализации креативного продукта и объеме выручки от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе выручки от реализации материальных носителей, в которых выражены такие результаты и средства. Указанные сведения рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставляются за календарный год.
2. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, включаются в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
8 августа 2024 года
N 330-ФЗ