РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Принят
Государственной Думой
1 июня 2021 года
Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2021 года
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.
3. Законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) парниковые газы - газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение;
2) кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее - кадастр парниковых газов) - систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации;
3) регулируемые организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых определяется в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона;
4) выбросы парниковых газов - выбросы в атмосферный воздух парниковых газов, образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени;
5) поглощение парниковых газов - природный (естественный) процесс или вид хозяйственной и иной деятельности, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах;
6) реестр выбросов парниковых газов - государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах парниковых газов;
7) климатический проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов;
8) исполнитель климатического проекта - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующие климатический проект;
9) углеродная единица - верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа;
10) верификация результатов реализации климатического проекта - проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта;
11) владелец углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым принадлежат углеродные единицы;
12) реестр углеродных единиц - информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними;
13) оператор - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;
14) счет в реестре углеродных единиц - запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учета углеродных единиц и проведения операций с ними;
15) счет изъятия из обращения - специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц;
16) обращение углеродных единиц - совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц;
17) участник обращения углеродных единиц - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, и (или) владельцем углеродных единиц, и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц;
18) операции с углеродными единицами - действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц;
19) зачет углеродных единиц - аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения;
20) углеродный след - общий объем выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом углеродных единиц, в отношении которых произведен зачет.
Ограничение выбросов парниковых газов осуществляется с соблюдением следующих принципов:
1) обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов;
2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;
3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
4) добровольность реализации климатических проектов;
5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ограничению выбросов парниковых газов.
1. Меры по ограничению выбросов парниковых газов включают в себя:
1) государственный учет выбросов парниковых газов;
2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.
2. Государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:
1) устанавливает порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов;
2) устанавливает порядок представления регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядок проверки таких отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:
1) прогнозируют выбросы парниковых газов и осуществляют оценку достижения установленных целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в целях определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов;
2) утверждают методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, содержащие в том числе расчетные и инструментальные методы определения объема выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;
3) устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и его структуру, а также ведут кадастр парниковых газов;
4) осуществляют иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
3. Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.
2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.
3. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации учитываются при установлении в государственных программах Российской Федерации показателей развития отраслей экономики Российской Федерации и сфер государственного управления.
4. Оценка достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям осуществляется на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Указанные критерии включают перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности.
2. Регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным, в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Отчет о выбросах парниковых газов содержит информацию о массе выбросов парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов. Ответственность за несвоевременное представление такого отчета, а также за представление в указанном отчете недостоверной информации устанавливается законодательством Российской Федерации.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленном настоящей статьей.
1. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях получения достоверной информации о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, а также обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан такой информацией.
2. Данные государственного учета выбросов парниковых газов учитываются при подготовке кадастра парниковых газов. Государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов осуществляются в отношении парниковых газов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
3. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в форме ведения реестра выбросов парниковых газов, который является государственной информационной системой, в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
4. Ведение реестра выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В реестр выбросов парниковых газов включается следующая информация о регулируемых организациях:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);
2) основной государственный регистрационный номер;
3) идентификационный номер налогоплательщика;
4) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
5) сведения о выбросах парниковых газов в соответствии с отчетами о выбросах парниковых газов;
6) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
7. В реестр выбросов парниковых газов может быть включена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не относящихся к регулируемым организациям, на основании представляемых ими отчетов о выбросах парниковых газов.
8. До включения в реестр выбросов парниковых газов отчеты о выбросах парниковых газов подлежат проверке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Информация о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате деятельности в интересах обороны страны и безопасности государства, в реестр выбросов парниковых газов не включается.
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты.
2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц.
4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов, содержащиеся в отчете о реализации климатического проекта, подлежат верификации. Форма такого отчета и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.
7. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.
8. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
1. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц. Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. В реестр углеродных единиц включается следующая информация:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);
2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
3) основной государственный регистрационный номер;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;
6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;
7) сведения об операциях с углеродными единицами;
8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
3. Обработка персональных данных и их защита осуществляются оператором в соответствии с законодательством о персональных данных.
4. Счет в реестре углеродных единиц открывается оператором на основании договора с участником обращения углеродных единиц на согласованных сторонами условиях. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него углеродных единиц.
5. Правительство Российской Федерации устанавливает форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание таких услуг.
6. Оператор обязуется проводить операции по счету в реестре углеродных единиц в соответствии с распоряжением владельца этого счета, удостоверяемым усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - распоряжение владельца счета). Операции с углеродными единицами проводятся оператором не позднее дня, следующего за днем поступления к оператору распоряжения владельца счета.
7. Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. Удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.
8. Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц. Углеродные единицы считаются переданными с момента внесения оператором соответствующей записи по счету приобретателя углеродных единиц.
9. Основанием для закрытия счета в реестре углеродных единиц является расторжение договора между оператором и участником обращения углеродных единиц. Углеродные единицы при закрытии счета в реестре углеродных единиц аннулируются и зачисляются на счет изъятия из обращения.
10. Зачет углеродных единиц осуществляется оператором в соответствии с распоряжением владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет изъятия из обращения.
11. В случаях, предусмотренных договором, на основании которого открыт счет в реестре углеродных единиц, владелец этого счета оплачивает услуги оператора по проведению операций с углеродными единицами, находящимися на этом счете.
1. Обращение углеродных единиц осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов.
2. Обращение углеродных единиц включает в себя совокупность операций, которые регистрируются в реестре углеродных единиц путем внесения в него соответствующих записей.
3. Владелец углеродных единиц вправе принимать решение о зачете углеродных единиц в целях уменьшения углеродного следа.
1. Информация о выбросах парниковых газов, содержащаяся в реестре выбросов парниковых газов, является общедоступной информацией, если иное не предусмотрено федеральным законом, и используется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при планировании и осуществлении экономической и иной деятельности.
2. Доступ к информации о выбросах парниковых газов осуществляется в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области ограничения выбросов парниковых газов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. Регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, представляют отчеты о выбросах парниковых газов в сроки, установленные частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2023 года.
3. Регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год, представляют отчеты о выбросах парниковых газов в сроки, установленные частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2025 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
2 июля 2021 года
N 296-ФЗ