Статья 324. УК РФ

Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарии к статье 324 УК РФ

Объектом данного преступления является установленный порядок обращения официальных документов и государственных наград. Предмет преступления - официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР.

Документы представляют собой надлежащим образом оформленные материальные носители, закрепляющие сведения, имеющие значение для удостоверения юридически значимых фактов. Материальные носители, содержащие указанные сведения, могут быть любого характера: бумажные носители, электронные носители, видео- и аудиозаписи на пленках и т.д. Официальные документы должны быть оформлены надлежащим образом, т.е. иметь необходимые реквизиты (например, угловые штампы, печати, подписи надлежащих лиц и т.д.).

Понятие официального документа приведено в ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <1>: официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Но это определение значимо лишь в целях указанного Закона.

-----

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Представляется, что официальный документ может быть создан в государственном, муниципальном, коммерческом, общественном секторе, а также физическими лицами. Источник его происхождения не должен иметь юридического значения. Думается, что этот подход подтверждается и судебной практикой, которая в современных условиях во многом становится мерилом правильности решения того или иного юридического вопроса.

Так, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 213-П08 предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, определяется как удостоверения и другие официальные документы, выдаваемые государственными, общественными или коммерческими предприятиями, учреждениями, организациями <1>. Возможность создания официального документа физическим лицом также не отрицается судебной практикой, но соотносится ею с соблюдением правил создания и удостоверения таких документов. Эта позиция явно просматривается из судебного решения по делу В. По данному делу судом первой инстанции В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ, за то, что он подделал доверенность на право управления автомобилем "Тойота-Королла". Верховный Суд РФ не согласился с такой позицией и отметил, что выписанная собственноручно доверенность на право управления автомобилем от имени другого лица, не оформленная и не удостоверенная надлежащим образом, не может являться официальным документом <2>. Итак, источник создания официального документа может быть любым. Однако официальный документ должен обладать определенными признаками, позволяющими причислить тот или иной документ к рассматриваемой категории. Один из таких признаков опять же подсказывает судебная практика. Из приведенного выше решения по делу В. видно, что документ может стать официальным только при надлежащем его оформлении и удостоверении. А это, в свою очередь, означает, что официальным может быть признан лишь такой документ, в отношении оформления и удостоверения которого имеются определенные требования. При этом опять же источник таких требований по уровню нормативного урегулирования ничем не ограничивается. Поэтому рассматриваемые требования к оформлению и удостоверению документа могут содержаться в законе, нормативных правовых актах органов исполнительной власти, предусматриваться нормативными документами коммерческих и иных организаций. В этой связи одним из обязательных признаков официального документа следует признать основанное на требованиях нормативных правовых актов его надлежащее оформление и удостоверение. Данный признак можно отнести к категории формальных. Здесь следует отметить, что, на наш взгляд, надлежащее оформление и удостоверение документа подразумевает его создание правомочным лицом, соблюдение установленной формы документа, наличие на документе необходимых реквизитов (чаще всего это бланк, штамп, печать, подпись правомочного лица), соблюдение установленного порядка и формы удостоверения документа. К примеру, все необходимые атрибуты совершения нотариальных действий, в том числе и удостоверения документов, предусмотрены Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными Приказом Минюста РФ от 19 ноября 2009 г. N 403.

-----

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 3.

<2> Определение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2005 г. N 70-о05-20

Однако для признания документа официальным необходимо, чтобы документ обладал определенными свойствами. В ст. 327 УК РФ такими свойствами официального документа признается то, что официальный документ предоставляет права или освобождает от обязанностей. Отсутствие таких свойств означает отсутствие официального документа. Именно так к решению данного вопроса подходит и судебная практика. Так, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 213-П08 отмечалось, что "предметом преступления в ч. 1 ст. 327 УК РФ являются лишь такие удостоверения и другие официальные документы, выдаваемые государственными, общественными или коммерческими предприятиями, учреждениями, организациями, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей" (о понятии официального документа см. также комментарий к ст. 292 УК РФ).

Другим предметом рассматриваемого преступления являются государственные награды. К их числу относятся ордена, медали, почетные звания, почетные грамоты, учрежденные в соответствии с законодательством РФ, РСФСР, СССР (орден Победы, звание Героя Российской Федерации, почетное звание "заслуженный юрист Российской Федерации" и др.). К примеру, Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в ред. от 2 декабря 2008 г.) учреждены: орден "За заслуги перед Отечеством", орден Мужества, орден "За военные заслуги", орден Почета, орден Дружбы, медаль "За отвагу", медаль "За спасение погибавших", медаль Суворова, медаль Ушакова, медаль Нестерова, медаль "За отличие в охране Государственной границы", медаль "За отличие в охране общественного порядка", знак отличия "За безупречную службу". Не являются государственными наградами ученые звания и степени, классные чины, воинские звания.

Объективная сторона преступления выражается в действии и состоит из двух альтернативных деяний - незаконного приобретения или сбыта предмета преступления.

Приобретение представляет собой любое действие, в результате которого виновный становится обладателем официального документа или государственной награды, - покупку, получение в дар, получение в качестве уплаты долга и т.п. Под сбытом понимается любая форма отчуждения предмета преступления, в результате которого изменяется его владелец: продажа, мена, уплата долга, дарение указанных предметов и документов.

Признак незаконности означает, что указанные действия совершены с нарушением установленных правил приобретения или сбыта официальных документов и государственных наград.

К примеру, Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в ред. от 2 декабря 2008 г.) отчуждение государственных наград не предусмотрено. В соответствии с п. 12 Указа в случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам. В определенных случаях государственные награды и документы к ним умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям с согласия наследников по решению Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей <1>.

-----

<1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 10. Ст. 775.

Состав преступления формальный - преступление окончено с момента приобретения или сбыта официальных документов или государственных наград.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий, характер приобретаемых или сбываемых предметов и желает совершить указанные действия.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.