Статья 285.2. УК РФ

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к статье 285.2 УК РФ

Состав преступления, предусмотренного ст. 285.2 УК РФ, во многом имеет сходство с составом ст. 285.1 УК РФ. Отличие заключается в том, что в анализируемой статье речь идет о нецелевом расходовании не бюджетных средств, а средств государственных внебюджетных фондов, т.е. предметом преступления являются средства государственных внебюджетных фондов. Целевое же предназначение таких средств определяется на уровне законодательства РФ и закрепляется в бюджете соответствующего внебюджетного фонда.

Объект преступления - соответствующая закону деятельность внебюджетных фондов в сфере бюджетных отношений.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджета какого-либо уровня, не подлежат изъятию, находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

- Пенсионный фонд РФ. Образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" <1> в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 <2>.

-----

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 415.

<2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

В соответствии с п. 6 указанного Положения средства Пенсионного фонда направляются на выплату государственных пенсий (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ); выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда.

Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, который ежегодно утверждается в форме федерального закона. В бюджете Пенсионного фонда РФ конкретизируются источники формирования его доходов (страховые взносы работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; добровольные взносы физических и юридических лиц; средства бюджетов различных уровней, передаваемые бюджету Пенсионного фонда РФ (например, средства федерального бюджета - на осуществление денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний); денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах; другие поступления), а также структура расходов (например, суммы расходов на обязательное пенсионное страхование, доплаты к пенсиям и денежные выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, ветеранам и инвалидам, выплату пособий и компенсаций, переподготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда РФ и другие расходы) <1>;

-----

<1> Подробнее см.: Федеральный закон от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // СЗ РФ. 2009. N 49 (ч. I). Ст. 5868.

- Фонд социального страхования РФ. Создан в целях управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Правовой статус Фонда регламентирован законодательством РФ <1>, иными нормативными правовыми актами РФ, в частности Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 <2>.

-----

<1> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

<2> РГ. 1994. 22 февр.

В соответствии с п. 8 данного Положения средства Фонда социального страхования РФ направляются на строго определенные цели, среди которых: выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и др.

В системе Фонда социального страхования предусматривается наличие бюджетов нескольких уровней: во-первых, это бюджет самого Фонда социального страхования, который ежегодно утверждается в форме федерального закона; во-вторых, бюджеты региональных отделений Фонда, управляющих средствами социального страхования на территории субъектов, которые утверждаются председателем Фонда; в-третьих, бюджеты центральных отраслевых отделений Фонда, управляющих средствами социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, которые также утверждаются председателем Фонда. В указанных бюджетах все доходы и расходы Фонда и его отделений получают подробную детализацию <1>;

-----

<1> См., напр.: Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5742.

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан, осуществляя свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <1> и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 <2>. На территории субъектов РФ функционируют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой основой их деятельности являются названный Федеральный закон, а также Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 января 2011 г. N 15н <3>.

-----

<1> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

<2> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

<3> РГ. 2011. 11 февр.

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Для выполнения возложенных на них функций (среди которых организация обязательного медицинского страхования граждан; осуществление расходов на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами; финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями (страховщиками); выделение Федеральным фондом средств для выполнения территориальными фондами территориальных программ обязательного медицинского страхования и др.) <1> в Федеральном и каждом территориальном фондах предусматривается наличие собственного бюджета, содержащего подробную структуру доходов и расходов <2>. Бюджет Федерального фонда ежегодно утверждается в форме федерального закона, бюджет территориального фонда - в форме закона субъекта РФ.

-----

<1> Подробнее см.: п. 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857); ст. 6 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 января 2011 г. N 15н).

<2> См., напр.: Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5744.

В соответствии со ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Объективная сторона анализируемого состава преступления выражается в действии - расходовании в крупном размере средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие тем условиям, которые определены специальными нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность, а также утвержденным бюджетам этих фондов. Крупный размер нецелевого расходования средств определен в примечании к ст. 285.1 УК РФ - это сумма, превышающая 1,5 млн. рублей.

По своей конструкции состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления средств государственного внебюджетного фонда на цели, не предусмотренные специальным нормативным правовым актом и бюджетом фонда, т.е. с момента списания их с лицевого счета фонда.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что расходует средства государственного внебюджетного фонда не по их целевому назначению, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, правомочное распоряжаться средствами государственных внебюджетных фондов. Например, в соответствии с п. 9 Положения о Фонде социального страхования РФ распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

По конкретному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, поддержав вывод областного суда о признании управляющего отделением Фонда социального страхования РФ должностным лицом, отметила следующее. Региональное отделение Фонда является государственным учреждением, наделенным властными полномочиями в отношении страхователей, в том числе правом принятия обязательных для страхователей решений. Деятельность отделения Фонда на исполнение функций государства в области социального страхования направляет управляющий, который действует от своего имени без доверенности Фонда, является распорядителем Фонда и принимает решения о применении финансовых санкций к страхователям, а также выполняет другие указанные в Положении об отделении Фонда социального страхования РФ функции. Поэтому он обоснованно признан должностным лицом <1>.

-----

<1> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2007 г. N 80-О07-45 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 7.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 2 ст. 285.2 УК РФ, аналогичны квалифицирующим признакам ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.