Статья 226.1. УК РФ
Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
- а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечания.
1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.
3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
Комментарии к статье 226.1 УК РФ
Объект преступления - общественная безопасность в сфере установленного порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу.
Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1> определяет, что Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
-----
<1> РГ. 1993. 4 мая.
Предметами преступления являются:
1) сильнодействующие;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) взрывчатые;
5) радиоактивные вещества;
6) радиационные источники;
7) ядерные материалы;
8) огнестрельное оружие;
9) взрывные устройства;
10) боеприпасы;
11) оружие массового поражения;
12) средства его доставки;
13) иное вооружение;
14) иная военная техника;
15) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
16) стратегически важные сырьевые товары и ресурсы в крупном размере;
17) культурные ценности в крупном размере;
18) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.
Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах <1>.
-----
<1> См., напр.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // РГ. 1998. 15 янв.; Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // РГ. 1996. 18 дек.; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // РГ. 1998. 23 июля; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // РГ. 1993. 15 мая.
Объективная сторона преступления выражается в действии - незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.
В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза включает в себя совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории указанных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также покушение на такое перемещение.
Перемещение предметов контрабанды вне установленных мест либо времени их работы заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных либо пограничных органов (таможен, таможенных постов, пунктов пропуска через Государственную границу), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо вне времени их работы или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля.
Места прибытия товаров, иных предметов на таможенную территорию Таможенного союза и места их выбытия с таможенной территории Таможенного союза определяются ст. ст. 156 и 162 Таможенного кодекса.
Места ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, и вывоза из нее за пределы таможенной территории Таможенного союза определяются ст. ст. 193 и 195 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).
Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.
Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.
Еще одним способом контрабанды является предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 226.1 УК РФ предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных специальных марок, идентификационных знаков, иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию (ст. 118 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.
Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом видов таможенных процедур (ст. 202 Таможенного кодекса).
При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Таможенного союза контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры таможенного транзита, выпуска товара или иных предметов.
В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры - с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.
Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Таможенного союза или Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории.
Контрабанду, совершенную при вывозе предметов с таможенной территории Таможенного союза, следует считать оконченным преступлением с момента предъявления документов, содержащих недостоверные сведения, для осуществления таможенного контроля или с момента совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ст. 4 Таможенного кодекса, которыми достигалось выведение вывозимых предметов из-под таможенного контроля.
К числу действий, непосредственно направленных на вывоз предметов, помимо подачи таможенной декларации, относятся иные действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации или другого государства - члена Таможенного союза, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или Российской Федерации мест).
Состав преступления формальный.
Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 234, 258.1, 355 УК РФ).
Размер контрабанды не имеет значения для квалификации, кроме случаев незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей. В отношении этих предметов необходим крупный размер перемещения, который в соответствии с примечаниями 2 и 4 к статье должен превышать соответственно 1 млн. и 100 тыс. рублей.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.
Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 226.1 УК РФ - совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему) либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании п. 4 ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса Таможенного союза от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды (остальные лица, указанные в ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса, обладают государственным иммунитетом).
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.
По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предмет за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного или пограничного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).
В тех случаях, когда лицо, имеющее право владения и пользования предметами, указанными в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на таможенной территории Таможенного союза, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации способами, перечисленными в ст. 4 Таможенного кодекса, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с предметами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 226.1 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица, в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ, - как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ предметы, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, подлежат конфискации.