Статья 100. УК РФ
Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях
Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Комментарии к статье 100 УК РФ
В комментируемой статье регламентируются вопросы назначения одной из специфических принудительных мер медицинского характера - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Такое заключение экспертов-психиатров носит рекомендательный характер и должно быть оценено судом в совокупности изложенного в нем медицинского критерия с общественной опасностью содеянного, включая тяжесть деяния, способ его совершения и тяжесть последствий. При решении вопроса о применении такого вида принудительной меры медицинского характера следует иметь в виду, что лицо в силу указанных выше обстоятельств не требует постоянного наблюдения за ним в условиях стационара.
Общим основанием применения принудительных мер медицинского характера являются основания, указанные в ст. 97 УК РФ. В этой же и последующих статьях УК РФ рассматриваются основания, позволяющие выбрать одну из существующих принудительных мер с учетом тех параметров, которые указаны в законе.
В ст. 100 УК РФ указан, с нашей точки зрения, не очень определенный критерий назначения амбулаторного принудительного наблюдения - отсутствие нуждаемости помещения лица по психическому состоянию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
При решении данного вопроса на практике, естественно, возникает проблема, связанная с определением этого состояния. Когда лицо не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях? Какие параметры должны приниматься во внимание при решении данного вопроса? Поставленная задача осложняется еще и тем обстоятельством, что в решении проблемы участвуют и представители психиатрии, и представители права, у которых подходы к проблеме, естественно, разнятся. Поэтому очень важно найти те точки соприкосновения, которые позволили бы решить данный вопрос объективно. И, очевидно, самое сложное здесь - это найти золотую середину, что обеспечивало бы, с одной стороны, необходимость и достаточность избранной меры для предотвращения совершения новых общественно опасных деяний, а с другой стороны, эффективное применение лечебно-реабилитационных мероприятий. Последнее связано и с поведением лица, страдающего психическим расстройством, которое, находясь не в условиях, ограничивающих его свободу, может не посещать психиатра, не принимать назначенные лекарства, отказываться от лечения и т.п.
В этой связи принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях следует назначать человеку, не представляющему большой общественной опасности, осознающему необходимость лечения, обладающему определенной дисциплиной и способному пройти необходимый курс в амбулаторных условиях.
Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.
Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством. Поэтому принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях осуществляются только в виде диспансерного наблюдения и предполагают наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.
Активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах) подлежат лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра.
Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
На указанную комиссию направляются, в частности, лица:
- совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера;
- страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном законом.
Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.
После прекращения диспансерного наблюдения принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях по просьбе или с согласия лица либо по просьбе или с согласия его законного представителя оказываются в консультативно-лечебном виде. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.
Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.
Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также находящиеся на принудительном наблюдении и лечении у врача-психиатра в амбулаторных условиях, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не реже одного раза в месяц.
Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
Так, Постановлением Верховного суда Республики Хакасия от 23 мая 2005 г. принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа в отношении К. были изменены на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Согласно выводам стационарной судебно-психиатрической экспертизы К. страдает хроническим психическим расстройством в форме органического заболевания головного мозга сложного генеза (раннего периода развития, травматического, интоксикационного) с выраженными изменениями психики и эпилептиформным синдромом.
Действительно, из акта психиатрического освидетельствования К. Хакасским республиканским психоневрологическим диспансером следует, что К. находился на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, регулярно, один раз в месяц, посещал врача-психиатра, нарушений режима не допускал, психическое состояние его стабильно.
В своем ходатайстве комиссия отметила, что за период наблюдения и лечения у психиатра К. адаптировался к нормальному образу жизни, с июня 2001 г. по настоящее время работает в ХРПНД в качестве трудинструктора, характеризуется положительно, постоянно поддерживает связь с детьми, оказывает им материальную помощь. С учетом этих данных и стабильного психического состояния К. комиссия ходатайствовала о снятии принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в отношении больного К., который в дальнейшем будет находиться под диспансерным наблюдением.
Однако, как обоснованно указал суд, указанный акт психиатрического обследования К. "является, по существу, ходатайством и не содержит какого-либо конкретного вывода комиссии врачей".
Между тем, действительно, в соответствии со ст. 445 УПК РФ ходатайство об изменении или отмене принудительной меры медицинского характера должно быть подтверждено медицинским заключением, в связи с чем доводы жалобы о несогласии с выводами суда о необходимости наличия медицинского заключения о психическом состоянии К. нельзя признать обоснованными.
В этой связи Судебная коллегия пришла к заключению о том, что приведенные в жалобе данные об улучшении психического состояния К. были предметом исследования в судебном заседании, однако, как не подтвержденные медицинским заключением, не могут быть признаны основанием для отмены принудительной меры медицинского характера (Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 55-о06-18).